Поющий бархан Айгайкум (в переводе с казахского языка - "поющие пески") - это главная достопримечательность национального парка "Алтын-Эмель".
Поющий бархан представляет собой гору чистого кварцевого песка без растительности, с крутым склоном. При движении сухого песка происходит трение песчинок друг о друга, которое производит протяжный, громкий звук, похожий на низкое пение. Поэтому бархан и назвали «Поющим». Такой редкий природный феномен отмечен лишь в нескольких местах мира.
Поющий бархан считается одним из 7 природных чудес Казахстана. Он вошел в список номинантов всемирного конкурса «7 новых чудес природы», прошедшего в 2007-2011 годах. Имеет статус памятника природы республиканского значения (Постановление Правительства Республики Казахстан от 19.07.05 №746).
Расположение
Поющий бархан расположен в южной центральной части национального парка "Алтын-Эмель" на правом берегу реки Или, между горными массивами Улькен (Большой) и Киши (Малый) Калкан, в 46 км от села Басши, примерно в 300 км от города Алматы.
Происхождение
Поющий бархан был образован в результате геологических изменений в регионе Семиречья. Около 200 тысяч лет назад произошел сдвиг части вулкана Улькен Калкан (Большой Калкан), образовав горы, известные как Киши Калкан (Малый Калкан).
В этот новый коридор, как в аэродинамическую трубу, ветрами, дующими с юго-востока на запад-северо-запад, втягивались пески, которые залегали у подножия вулкана, сформировав около 10-12 тысяч лет назад огромные барханы.
Горы Большой и Малый Калканы окружают Поющий бархан, сохраняя тем самым его неизменную форму.
Размеры
Размеры Поющего бархана составляют 3 км в длину и 150 м в высоту. Это большой южный бархан, который пользуется наибольшей популярностью у туристов. Рядом расположен северный бархан, высотой около 100 м.
Общая площадь барханов составляет 240 га. Абсолютные высоты гребней достигают 600-650 м.
Звук Поющего бархана
Звук Поющего бархана напоминает низкое горловое пение, низкий звук органа или гул реактивного самолета, который слышен на несколько километров вокруг. Он возникает в сухую ветреную погоду, при движении песчаной массы.
Существуют различные теории о загадочном механизме поющего песка. По одной из них, частота звука зависит от скорости сдвига песчаной массы. Другие ученые считают, что частота вибрации связана с толщиной сухого поверхностного слоя песка. Звуковые волны резонируют между поверхностью дюны и поверхностью влажного слоя, увеличивая громкость звука. Сам звук может быть вызван трением между песчинками или сжатием воздуха между ними.
Звуковой эффект достигается не только при ветре, но и при механическом воздействии, если скатиться вниз по сухому склону бархана, однако ученые высказывают опасения насчет стабильности этой песчаной экосистемы. Частые спуски со склонов бархана вызывают измельчение песчинок и накопление пылеватой фракции, что со временем может привести к потере способности Поющего бархана издавать звук.
В разных местах мира поющие пески звучат неодинаково - во многом это зависит от величины песчаной дюны.
Благодаря своим внушительным размерам, Поющий бархан Айгайкум при определенных условиях производит сильный, низкий и продолжительный звук.
Туризм
Поющий бархан является главной туристической достопримечательностью национального парка "Алтын-Эмель".
Поющие пески - редкое явление, встречаются всего лишь в нескольких местах земного шара.
Почему Поющий бархан привлекает тысячи туристов со всего мира? Во-первых, благодаря своей загадочной способности издавать звук. Стоя рядом с барханом во время его "пения", трудно поверить, что этот звук издает песчаная гора, а не какой-нибудь низко летящий самолет.
Полный звук Поющего бархана слышен на много километров вокруг.
Во-вторых, Поющий бархан примечателен тем, что не кочует по пустыне и никогда не теряет свою форму, а остается на своем месте, несмотря на зыбкость песка и сильные ветры. Кстати, именно особая роза ветров в этой местности и обуславливает неизменную форму и незыблемость бархана.
Гигантская масса песка Поющего бархана остается на месте вот уже несколько тысячелетий и постоянно увеличивается за счет надуваемого песка с отмелей реки Или.
В-третьих, восхождение на Поющий бархан, особенно босиком - это чистое удовольствие и возможность услышать звук бархана под ногами. Восхождение несложное, а сам бархан удивительно мягкий. Кроме того, с его вершины открывается потрясающая панорама национального парка. Большой южный бархан имеет три гребня - последний из них подходит вплотную к реке Или.
Поющий бархан невероятно красив и служит прекрасным фоном для фотосессий.
Упоминание в искусстве
Поющий бархан - одно из сакральных мест, где главному герою романа "Заир" бразильского писателя Пауло Коэльо приходит духовное откровение.
"Жаль, что с гор Алатау не виден, не слышен ваш знаменитый «Поющий бархан», который произвел на меня сильнейшее впечатление", - говорил Пауло Коэльо журналисту и писателю Жумагали Исмагулову, переводчику его романа на казахский язык.
В 2005 году Пауло Коэльо посетил Казахстан с презентацией в Алматы романа "Заир". Один из его центральных персонажей - мудрец, живущий на берегу Капчагая. В письме от 20 марта 2005 года Пауло Коэльо передает читателям газеты «Комсомольская правда»: «После восторженных рассказов моих друзей о Казахстане я стал разыскивать по Интернету все, что только можно узнать об этой стране. И чем дольше я вел поиски, тем сильнее влюблялся в казахскую культуру. Одновременно я начал писать книгу «Заир». И по волшебству вдохновения одним из главных героев стал казах. С того момента ландшафты Казахстана и «Заира» переплелись, а главная сюжетная линия указала на дорогу в направлении степей».
Благодаря своей необычайной фотогеничности Поющий бархан является излюбленным местом для фото- и видеосъемок, его часто можно увидеть в различных роликах и музыкальных видео - например, в клипе известного казахстанского исполнителя Димаша Кудайбергена "Qairan Elim", воспевающего красоту природных мест Казахстана.
Легенды о Поющем бархане
С Поющим барханом связано несколько народных легенд:
В древние времена путешествовал по миру шайтан (чёрт). Подсматривал за людьми, строил козни, успевал везде и не пропускал ничего. Однажды прогневался на него Всевышний и лишил возможности молниеносно передвигаться с одного места в другое. Тогда шайтану пришлось пешком добираться до своего дома - а дом стоял на вершине горы. Долго шайтан шёл по степи, пробирался по извилистым тропам вдоль берегов реки Или, наконец, устал и прилёг отдохнуть. Так труден был его путь и так тяжело было бремя свершенных им деяний, что шайтан уснул крепким сном. И спит он до сих пор, обратившись одиноким барханом, и ничто и никто не могут его разбудить - ни палящее солнце, ни дожди, ни грозы, ни ветры. Только иногда одинокий стон вырывается из его груди, когда кто-то пытается потревожить навсегда уснувшего шайтана.
В далекой-далекой стране, в горах Джунгарского Алатау, жил Дух. Веселый такой. Очень любил Дух шутить шутки, а как шутить? Голоса нет, тела нет… Кто шутки безголосые-бестелесные поймет. И решил Дух найти себе тело - будет тело и голос будет. «Вот тогда повеселюсь!» - думал Дух. Посмотрел по сторонам - слева горы, справа горы, между ними - степь, а в степи одинокий песчаный бархан. Редко-редко где деревья растут, сухую траву ветром клонит.
«Странный бархан какой-то», - подумал Дух, - «Все барханы, как барханы - в пустыне. Этот в степи стоит и не двигается». Высоко в небе орел парит, добычу высматривает: может, черепаха проползет, а может, и суслик пробежит. «Нет, не хочу я быть ни деревом, ни орлом, ни орлиной добычей», - решил Дух, и стало ему грустно. Тут вдруг ветер с западных гор подул и с вершины бархана песчинки стал сдувать. До восточных гор долетел, оттолкнулся, песчинки подхватил и обратно понес. «Так вот почему бархан на месте стоит», - обрадовался Дух, - «Вот кем я стану. Ай, хорошо!»
Поднялся над барханом, примерился и нырнул в песок. Подвигался, песчинками пошуршал: тепло, уютно, а тут и ветер утих. Ночь в предгорной степи холодная, звезды сияют - желтые, белые, голубые, зеленоватые, красные - как цветы на лугу. Мерцают, Духу подмигивают: «Молодец».
Ночью степные жители, которые днем от жары по норам прятались, из укрытий выбрались: кто поесть, кто попить, а кто просто погулять. Тушканчик решил к родне в гости сходить короткой дорогой: прыг на бархан, а Дух: «Ай!». Тушканчик от испуга подскочил, кисточка на хвосте затряслась. Духу - весело. Лапки у тушканчика тонкие, коготки длинные, царапучие. Тушканчик - прыг, Дух - «Ай!». Изо всех силенок тушканчик запрыгал, а вслед за ним «Ай-ай-ай-ай-ай!». Еле хвостик унес.
На охоту вышла степная лисица - корсак. Шубка, как песок - желто-серая, глаза - бусинки круглые, сверкают, добычу высматривают. Наступила лиса на бархан, а Дух «Тя!» Удивилась лиса, еще шажок сделала. «У!» - отозвался Дух. Лиса бежит, а Дух: «Тя-У! Тя-У! Тя-У! Берегись, ночной народ, лиса добычу ищет». Лиса голодная, а Дух доволен.
Совсем Дух разошелся. Змея на бархан заползла, а проказник как зашипит: «Пс-с-с-с-с-с, пс-с-с-с». Мудрая змея была, долго жила на белом свете - не испугалась. Только Духа пристыдила: «Нехорошие у тебя шутки, злые. Тушканчика испугал, лисят голодными оставил, надо мной, старой, посмеялся. Зачем? У тебя ведь теперь голос есть. Живи - сам радуйся и других радуй ».
Задумался Дух. А утром солнце встало, ветер легкий подул, попросил Дух: «Помогите, братцы! Грей, солнышко, жарче, дуй, ветер, сильнее». Греет солнце, ветер то слева, то справа задувает. Поет Дух голосом бархана. Поет на разные лады: то переливается, как горная речка по камню, то гудит, как пчелы в цветущем саду, то и органом звучит.
В разных местах Дух бывал, о многом рассказать мог. И так красиво он пел, что далеко о нем молва разнеслась. Люди стали к поющему бархану издалека приезжать. Ладошками по песку похлопают - бархан поет, старается. А уж когда братец-солнце и братец-ветер дает - совсем удивительные концерты получаются.
А про обидные шутки Дух забыл - у него теперь песни есть, о многом рассказать мог.
Поэтическая легенда связана с Чингисханом, который прошел через Алтын-Эмель в 13 веке во время своего набега на Среднюю Азию. Она гласит, что под песками бархана похоронен сам Чингисхан и его боевые соратники, а песок поёт, когда душа хана «изнемогая от душевных мук, рассказывает потомкам о своих подвигах».
Сезон
Наилучшее время для посещения Поющего бархана в национальном парке "Алын-Эмель" - весна и осень.
Летом в Алтын-Эмеле может быть экстремально жарко для неподготовленных туристов. Палящее солнце и полное отсутствие тени в пустыне могут затруднить восхождение на Поющий бархан.
Зимний сезон подходит для поездок в Алтын-Эмель при условии ясной безветренной погоды без осадков и снежного покрытия. Поющий бархан практически лишен растительности и красив в любое время года. Необходимо заранее смотреть погоду в регионе (в селе Басши) и уточнять проходимость дорог.
См. также:
Внимание!
- Парк открыт для посещения только в дневное время, в светлое время суток.
- Пропуск оформляется либо удаленно, либо в офисе нацпарка в селе Басши.
- В парке почти нет мобильной связи и не работает Интернет.
- Дорога по маршруту №1 ровная, но в виде "гармошки", вызывает сильную вибрацию. Дорога пыльная.
- Ночевка и кемпинг у Поющего бархана запрещены. Ближайшее место для кемпинга - кордон Мынбулак в 10 км от бархана.
Компания Arba Travel предоставляет проживание и туристические услуги в национальном парке "Алтын-Эмель".
Мы базируемся в селе Басши рядом с центральным офисом национального парка "Алтын-Эмель" и располагаем собственным туристическим транспортом и кемпингом "Караван-сарай" в Басши с комфортабельными жилыми трейлерами, просторным гостевым домом, юртой и большой деревенской усадьбой.
Кемпинг "Караван-сарай" в Басши >>>
Туры в Алтын-Эмель из Басши >>>
Туры "Неизвестный Алтын-Эмель" >>>
По любым вопросам обращайтесь по телефонам компании Arba Travel:
Телефон: +77089711687
Написать в WhatsApp >>>