Одно из малоизвестных мест в Алтын-Эмеле - это целебные родники Найзатапкан в одноименном горном ущелье Джунгарского Алатау.
Минеральный комплекс Найзатапкан состоит из 10-12 источников на расстоянии около 1-3 метров друг от друга, выходящих из серых биотитовых гранитных пород. Средний расход воды составляет 5-6 л/мин, температура колеблется в пределах 16-21°С.
По результатам анализа проб воды источник Найзатапкан по содержанию растворенных в нем активных бальнеологических компонентов и лечебной ценности относится к группе источников минеральных вод гидрокарбонатно-сульфатно-кальциево-натриевого состава.
Найзатапкан с древних времен использовался как природный лечебный ресурс. Это подтверждают следы каменных ограждений, окружавших это место от проникновения скота, диких животных и случайных людей; ритуальные места, служившие естественными храмами; наскальные рисунки раннего железного века (1 тыс. до н.э., эпоха саков).
Здесь издревле совершали религиозные обряды и ритуалы народной медицины. Прикосновение к объектам паломничества, омовение в их воде и выполнение ритуалов посвящения часто используются в качестве средств исцеления.
Благодаря благотворному воздействию растворенных в воде минералов источника Найзатапкан, местные жители считали его священным и использовали его воду для лечения заболеваний желудка, суставов, кожи и других недугов.
Место считается сакральным и овеяно множеством легенд.
В истории сохранились некоторые сведения о сакской (скифской) медицине. Саки, как и любой другой народ, широко применяли растения (полынь, солодка, аконит и др.), а также средства животного происхождения (змеиный яд, жиры, мясо, мозги животных). Применялось кровопускание, лечение кумысом и парным молоком. Эти методы сохранились в народной медицине и по сей день.
Постоянные войны и сражения, верховая езда выработали навыки травматологического врачевания - накладывание повязок, лечение ран, простые операции. В качестве обезболивающих средств принимали опьяняющие напитки, опий, марихуану и мандрагору.
Очевидно, что многие лечебные мероприятия совершались в рамках ритуалов поклонения богам, изгнания злых духов и пр.
По свидетельствам античных и персидских источников, саки, устраивая баню, покрывали войлоком каркас из жердей, затем вносили металлический чан с раскаленными камнями. Перед тем как париться, растирали на камнях хвою и другие ароматные растения. Находившиеся в шалаше люди не только сильно потели, но и лечились, вдыхая душистый целебный пар.
Сейчас, на фоне интереса к быту кочевников и традиционным оздоровительным системам сакские бани переживают второе рождение в современной бальнеологии Казахстана.

Название "Найзатапкан" ("место, где найдено копье"), по одной из версий, произошло от факта нахождения копья в этом месте. Возможно, это связано с версией, что здесь проходили и лечились воины казахского хана Салкама Жангира, сражавшиеся с джунгарами.
Орбулакская битва - сражение в ходе казахско-джунгарской войны, в котором отряд из 600 казахских воинов во главе с Жангир-ханом, 2-тысячное киргизское войско и 20-тысячная бухарская армия под началом Ялангтуш Бахадура в 1643 году одержали победу над джунгарской армией Эрдэни-Батура.
Жангир, опасаясь открытого военного столкновения с джунгарами своего ополчения, состоящего всего из 600 воинов, расположил часть своей дружины в ущелье между двух гор, заранее окопав его глубоким рвом и обнеся высоким валом. Половина воинов организовала полевые укрепления на пути, а остальная часть рассредоточились на утесах, тем самым подготовив засаду джунгарам. Джунгары, подойдя к укреплениям, напали на них. И в то самое время, когда они теряли множество людей в сражении, в весьма невыгодном для осады месте по причине узкого пространства, Жангир устремился на них с тыла. Неожиданность удара и наличие огнестрельного оружия, которым все они были снабжены, нанесли Эрдэни-Батуру сильный урон.
В это время подоспел союзник казахов Ялангтуш Бахадур с бухарским войском в 20 тысяч человек и вошел в тыл джунгар. Джунгары, не ожидавшие такого хода событий, пришли в расстройство, Эрдэни-Батур предпочел далее не вступать в сражение и был вынужден отступить в Джунгарию. Планы джунгар по захвату Семиречья оказались сорванными. Было выиграно время для подготовки казахов к дальнейшему наступлению джунгар в этот регион. Жангир-хан продемонстрировал эффективность новой боевой тактики залповой стрельбы из ружей пешими стрелками.
На месте Орбулакской битвы на плато Борохудзир в Джунгарском Алатау установлен памятный монумент.

Продолжительность тура: 3-4 часа.
Расстояние: около 50 км езды и около 1 км пешком при желании.
Транспорт: внедорожник Пинцгауэр (на 4-6 мест).
Стоимость тура: 80000 тенге.

Примечание:
Данный тур относится к категории сакрального туризма, поэтому из уважения к этому месту мы не используем квадро- и мототехнику.
Также необходимо учитывать, что у мусульман рекомендуется посещать его в разные часы:
- мужчинам - с 8:00 до 10:00 и с 14:00 до 16:00;
- женщинам - с 10:00 до 14:00 и с 16:00 до 18:00.
Приглашаем Вас посетить неизвестный Алтын-Эмель!
За информацией обращайтесь по телефонам компании Arba Travel:
Телефон: +77089711687
Написать в WhatsApp >>>